МИХАИЛ I РАНГАВЕ
Том XLV, С. 685-686
опубликовано: 15 сентября 2021г.

МИХАИЛ I РАНГАВЕ

Коронация имп. Михаила I Рангаве. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 10)Коронация имп. Михаила I Рангаве. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 10)

[Греч. Μιχαὴλ ὁ ῾Ραγγαβέ] (ок. 770-844) визант. имп. (811-813), сын патрикия Феофилакта Рангаве. Фамилия (в источниках есть также варианты написания: ῾Ραγκάβε, ῾Ραγκαυᾶ, ῾Ραγκαβῆ), по одной из версий, имеет слав. происхождение (корень тот же, что и в слове «рука»; возможно значение «сильнорукий»). В 793 г. женился на Прокопии, дочери имп. Никифора I (802-811), после женитьбы получил должность куропалата. В браке с Прокопией родились 5 детей: 3 сына - Феофилакт, Ставракий и Никита (буд. патриарх К-польский свт. Игнатий) и 2 дочери - Георго и Феофано.

После гибели имп. Никифора I (811) в битве с болгарами в Вырбишском ущелье власть перешла к его сыну и соправителю, шурину М. Р. Ставракию. Однако Ставракий сам оказался тяжело ранен в той же битве, и надежды на его выздоровление практически не было. Политическая сила в то время была сосредоточена в руках доместика схол Стефана, логофета Феоктиста и М. Р., по их замыслу, Ставракия надо было сместить, а престол должен был занять М. Р., зять имп. Никифора I. Его кандидатуру поддерживал и патриарх К-польский свт. Никифор I. 2 окт. 811 г. М. Р. при поддержке синклита, войска и Церкви был провозглашен императором, Прокопия - августой, а старший сын - соправителем, при этом патриарх взял с М. Р. клятву в том, что он не будет нарушать церковные установления. Ставракий постригся в монахи и через неск. месяцев скончался (812).

После восшествия на престол одной из главных задач М. Р. стало укрепление власти за счет достижения компромисса между противниками имп. Никифора и его сторонниками. В целом можно говорить о послаблении М. Р. налогового бремени, свойственного системе Никифора, особенно это касалось взыскания недоимок. При М. Р. снова вошли в практику щедрые пожертвования храмам и мон-рям.

Еще в 811 г. имп. Никифором были возвращены из ссылки прп. Феодор Студит и др. монахи Студийского мон-ря. Прп. Феодор стал советником императора в т. ч. по политическим вопросам, часто вставал в оппозицию к патриарху Никифору. М. Р., вероятно по совету патриарха, издал указ о преследовании павликиан, включая вынесение им смертного приговора, однако прп. Феодор, ссылаясь на евангельский дух, убедил императора отменить закон о смертной казни для еретиков. Также за советом к патриарху и прп. Феодору М. Р. обратился и в другой сложной ситуации: в 812 г. болгары, успешно действовавшие против визант. войск, предложили мирный договор, условием к-рого был обмен пленными и перебежчиками. Патриарх Никифор счел условие приемлемым, однако прп. Феодор рассудил, что выдача перебежчиков противоречит евангельским словам «приходящего ко мне не изгоню вон» (Ин 6. 37), привел он и др. аргументы в пользу своей т. зр. Император принял сторону Феодора, продолжил войну с болгарами, но в итоге потерпел поражение.

Армия Крума. Имп. Михаил I Рангаве перед битвой при Версиникии (813). Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 11)Армия Крума. Имп. Михаил I Рангаве перед битвой при Версиникии (813). Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 11)

Важным деянием М. Р. в церковной политике стало прекращение т. н. Михианской схизмы - внутрицерковного противостояния из-за развода в 795 г. имп. Константина VI с целью заключения нового брака. Непримиримые позиции сторон относительно легитимности развода, а также оставления в сане игум. Иосифа, во 2-й раз венчавшего императора, привели к острому конфликту между патриархом и студийской братией. М. Р. добился компромисса: Феодор Студит, в частности, перестал называть патриарха Никифора еретиком и помирился с ним. Удалось наладить и отношения с папой Римским Львом III, к-рый протестовал против поставления патриарха Никифора сразу из мирян, и оба иерарха возобновили общение.

В 812 г. М. Р. официально признал имп. титул за Карлом Великим, ранее (в 800 им был принят титул императора) в Византии не признававшийся. Существовал даже план женитьбы старшего сына М. Р. Феофилакта на одной из дочерей зап. самодержца. Ответным дружественным жестом Карла стало признание власти Византии над Далмацией и Венецией.

Основной внешнеполитической задачей М. Р. было противостояние болгарам. После его отказа заключить мирный договор удачливый и сильный предводитель болгар хан Крум продолжил успешные военные действия и взял Месемврию (ныне Несебыр, Болгария). В ответ М. Р. тоже предпринял поход и продвинулся к Адрианополю (ныне Эдирне, Турция). При Версиникии (близ Адрианополя) состоялось сражение, в котором византийская армия потерпела сокрушительное поражение (подробнее см. в ст. Лев V, визант. имп.). Основной причиной поражения стала нерешительность М. Р., который с позором удалился в столицу; полководец Лев, напротив, проявил себя как умный и отважный военачальник. Политическое положение М. Р. сильно пошатнулось. Ввиду прямой угрозы войск Крума К-полю и очевидной неспособности организовать противостояние врагам М. Р. при посредничестве патриарха Никифора сложил с себя власть (июль 813). Императором был провозглашен Лев V.

М. Р. и вся его семья были пострижены в монахи, сыновья оскоплены. М. Р. окончил жизнь в монастыре на Принцевых о-вах с именем Афанасий.

Хронисты критично оценивают период царствования М. Р., они ставят ему в вину несамостоятельность и зависимость от влиятельных приближенных, гл. обр.- логофета Феоктиста и Феодора Студита. Его современник прп. Феофан Исповедник († 818), чья «Хронография» заканчивается описанием правления М. Р., говорит о нем как о человеке благочестивом и скромном, но неспособном к управлению государством (Theoph. Chron. P. 499-500). Георгий Монах отмечает отсутствие у него опыта в военных делах. У более поздних историков отношение к М. Р. варьируется в зависимости от того, что они хотят подчеркнуть,- непротивление Льву V или нераспорядительность, приведшую того к власти. Агиографические источники в целом рисуют образ благочестивого кроткого царя.

Ист.: Theoph. Chron. P. 490-502; Theoph. Contin. I 4-6; Joseph. Reg. Lib. P. 10; Georgii Monachi dicti Hamartoli Chronicon / Ed. E. de Muralt = Хронограф Георгия Амартола / Изд.: Э. Г. фон Муральт. СПб., 1859. P. 977-980; Symeon Logothetes. Chronicon // Leo Gramm. Chron. P. 205, 206-207; Cedrenus G. Сomp. hist. Vol. 2. P. 43-49; Duffy J., ed. The Synodicon Vetus. Wash., 1979. P. 128, 132; Ibid. Append. 2. P. 193; Vita Theodori Studitae [A; BHG, N 1755] // PG. 99. Col. 164-165, 169; Vita ibid. [B; BHG, N 1754) // Ibid. Col. 272-276, 320; Vita ibid. [C; BHG, 1755d] // Ibid. Col. 277; Vita Ignatii [BHG, N 817] // Ibid. 105. Col. 489-492; Einhard Vita Karoli Magni 16 // MGH. Script. Rer. Germ. P. 19-20.
Лит.: Michael I Rangabe // ODB. 1991. Vol. 2. Col. 1362; Treadgold W. T. A History of the Byzant. State and Society. Stanford (Calif.), 1997. P. 429-431; 436, 543, 550, 552; PMBZ, N 4989.
Д. Е. Афиногенов
Рубрики
Ключевые слова
См.также